Случилось так, что последние
лет двадцать примерно пять ездил я по разным надобностям туда-обратно
поперек российско-китайской границы, а тут проехал 500 километров прямо
вдоль по линии пограничного размежевания, налево – Россия, направо –
Китай, в обществе российских и китайских пограничников. Опыт сам по себе
феноменальный, плюс восхитительные зимние пейзажи таежной глухомани, в
другое время недоступной батракам городской публицистики.
У нас в Восточном Забайкалье большая часть границы с Китаем проходит по
реке Аргунь. Нижнее-аргуньский участок от пункта пропуска Олочи до
Амазара протяженностью около 400 км является зоной ответственности
Пограничной службы в поселке Кокуй Пограничного управления ФСБ России по
Забайкальскому краю. Это скучное наименование – реформенный новодел –
приживется явно с трудом. Многие по привычке и традиции именуют
прославленную часть Сретенским Краснознаменным пограничным отрядом.
Начальник Пограничной службы в Кокуе полковник Александр Кайгородов был
светлым ангелом, а Марина Костюченкова из пресс-службы Забайкальского
погрануправления доброй феей, которые устроили группе читинских
журналистов этот вполне приключенческий тур по ледовой дороге в рамках
встречи пограничных представителей России на Нижне-Аргуньском и Китая на
Шивэйском участках.
Причем в ответ на «происки» китайских контрагентов. Вообще-то, что наши,
что китайские пограничники – крайне закрытые спецслужбы, но на прошлую
встречу китайский представитель полковник Хан Хунвэй, он же – командир
6-го пограничного полка Пекинского военного округа
Народно-освободительной армии Китая, – заявился в теплой компании
китайских журналистов. Поэтому в этот раз читинские «журы» в некотором
смысле стали российским «оружием возмездия».
«Здесь русский дух»?
На Нижне-Аргуньском участке только от Олочи до Урюпино было когда-то
около 50 русских поселков вдоль границы и немного в тыл от границы.
Осталось «всего да ничего»: после Олочей только Ишага, Аргунск и
Дамысово. Середнее – последнее обитаемое село по пути нашего следования,
и то там осталось порядка двенадцати домов. Брод (Нижняя Верея),
Закамень (Усть-Уров), Усть-Стрелка, Жигдочи, Качея, Марино – это все
были когда-то многочисленные зажиточные села. Сейчас тут заставы одни,
от многих сел даже следов не осталось. Только в Нижней Верее осталось,
говорят, еще кладбище, напоминающее, что жили там когда-то русские люди.
В других же местах даже бугорков уже не видно.
Местные из Могочи говорят: раньше у нас стояли десантники, вертолетчики и
пограничники, нынче остались только пограничники. Лишь живой защитный
пояс застав охраняет здешнюю протяженную и практически необитаемую
границу. Заставы тоже поредели, на Нижне-Аргуньском участке их стало на
четыре меньше. О потерях напоминают сохранившиеся кое-где аллейки:
едешь по речке, взгляд наталкивается на необычную для таежной чащобы
линию тополей. Спрашивается, откуда? – А это, мил-человек, застава была.
Только на нечастых заставах российский триколор днем и лампочка над
дверями ночью показывает обитателям противоположного китайского берега,
что «здесь Русью пахнет» и есть еще в этих диких местах российская
власть.
Ледовая дорога
Вторая русская беда в приграничье совершенно «стратегического» свойства –
если что, супостат далеко не пройдет, завязнет в снегах, как Наполеон
под Смоленском. Но российские амбиции по обеспечению эффективной охраны
линии границы с Китаем все-таки требуют определенного количества запасов
и резервов амуниции. А военная логистика, она тоже на выдумки хитра.
Вот пограничники и приспособились после ледостава пробивать своими
«Уралами» в аргуньских торосах ледовую дорогу и для охраны границы, и
для снабжения отдаленных застав, которые в другое время зачастую вне
пределов транспортной доступности. Снабжение становится на период
эксплуатации ледового пути более эффективным и вследствие сокращения
расстояний, а также и более безопасным.
В подтверждение последнего тезиса пилот нашего «болида» Иван специально
показал участок летней пограничной дороги по берегу, именуемый в
шоферской среде «балконом». Возле Нижней Вереи технологическая дорога не
от хорошей жизни проложена по узкому уступу в прибрежной скале: с
одной стороны практически вертикальная стена, с другой – край высоченной
отвесной скалы. С одного бока здесь пограничный «Урал» карябает крылом
о стену, с другого бока колесом зависает над пропастью, рискуя
свалиться в Аргунь. При перевозке людей высаживают, и они топают в гору
ножками, пока автомобиль порожняком преодолеет опасный участок.
Но даже когда морозы сковывают русло красавицы Аргуни льдом, она
продолжает показывать людям свой капризный нрав. Протяженные участки
сплошь покрываются непроходимыми торосами. А бывает, чуть станет первый
тонкий лед, уровень воды резко падает, образуя ловушки пустоледий, в
которые проваливаются тяжелые автомобили, особенно в период прокладки
дороги. Но выгоды от эксплуатации ледового пути все равно превышают
риски и хлопоты по его устройству. А когда дороги в тылу совсем
переметает снегом, наши пограничники информируют китайцев, что ледовой
дорогой, предназначенной для пограничной охраны, будут пользоваться и
местные гражданские.
Часовые китайской родины
Ледовую дорогу наши пограничники бьют на всем протяжении речной границы,
но только на Нижне-Аргуньском она эксплуатируется совместно с
китайцами. В этом, в частности, состоит уникальный характер опыта
взаимоотношений между пограничниками двух стран, накопленного на этом
участке. Никаким сиропным «стратегическим партнерством» тут, кстати, не
пахнет, сплошной прагматизм.
Где-то ледовую дорогу удобнее прокладывать под нашим берегом, где-то под
китайским, а некоторые участки вообще проходимы только по коренному
берегу – нашему или опять же китайскому. К тому же Китай – хоть и
растущая сверхдержава и все такое прочее, а вторая русская беда в
сопредельных районах на данном участке представлена по полной, надо
сказать, программе. Хочешь – не хочешь, а дорога эта им нужна не меньше
нашего, вот и приходится строить отношения.
Контакты на взаимовыгодной основе – вещь полезная. Было – будь не к ночи
упомянуто – время, когда российский наряд при встрече с китайским
патрулем изготавливался к бою, а бывало – у нас, как известно, богатая
история отношений – и мордобоем не брезгали. Теперь возобладала
склонность «не будить лихо», и наряды при встрече обмениваются воинскими
приветствиями, козыряют то есть.
Прогресс гигантский, дай Бог, войдет в привычку. Правда, китайцы
патрулируют границу с присоединенными к своим новым автоматическим
винтовкам магазинами, а наши не присоединяют магазины, весь носимый
боекомплект держат в подсумках. Это, согласитесь, довольно странно.
Потому что те же милиционеры – дай им, как говорится, Бог здоровья – в
центре города разгуливают с присоединенными магазинами, а пограничники в
тайге, где вообще-то медведи и волки водятся, держат магазины в
подсумках. Но «умом Россию не понять», и пытаться не стоит.
Зато в прошлом году, рассказывают, наш наряд натолкнулся на Аргуни на
китайских пограничников, у которых безнадежно заглохла машина. Связи у
них с ротой тоже не было, а до роты километров двадцать, по морозу под
минус сорок, да еще в наших широтах рано темнеет, такой реприманд.
Полковник Кайгородов на запрос заставы связался с Пограничным
управлением в Чите, по согласованию дал команду отбуксировать китайский
драндулет до отворота на китайскую роту. В общем, проявили пограничную
солидарность, не дали заклятым друзьям околеть при исполнении воинского
долга. Казалось бы «не поймет и не оценит гордый взгляд иноплеменный…»,
но это послужило миру ко благу и облегчению. А потом и друзья
поблагодарили.
В следующем номере «ВР» читайте очерк о совместной проверке
государственной границы и ее режима пограничными представителями РФ на
Нижне-Аргуньском и КНР на Шивэйском участках.
Автор: Александр ТАРАСОВ, обозреватель «Забинфо»
http://www.zabinfo.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=152&page=1